Специальная версия для людей с ограниченными возможностями


В начале XX века Баку – это богатая нефтяная провинция, притягивающая большое количество работников разных национальностей и столичных знаменитостей. Численность населения – около 200 тыс. человек.

Баку был быстро растущим индустриальным центром и в октябре 1910 года здесь прошла первая Международная авиационная неделя на Кавказе. В авиашоу приняли участие известные пилоты того времени – Сергей Уточкин и Адам Габер-Влынский. Зрелище привлекло внимание бакинцев, готовых платить за входной билет 30,60 рублей, что являлось месячным заработком нефтяника.

Но у города были и проблемы. Большой проблемой жарких и влажных регионов, в том числе и Баку, была холера. С июня по август город испытывал сезонные эпидемии. Жара расконсервировала холерные эмбрионы в загрязненных водоемах и колодцах. Остановить привычный летний падеж населения могла только проточная вода с Шолларских родников, расположенных в 190 км от Баку.

К 1910 году водопровод присутствовал лишь в 182 городах из 1082 городов Российской империи (17%), а канализация – в 38 (4%). Среди городов, обладающих этими достижениями цивилизации, Баку не было. Сдвинуть проблему с мертвой точки смог Николай Владимирович Раевский (1862-1931). Он был городским головой Баку в 1906-1912 годах. На этом посту он занимался школами, гимназиями, санитарной службой. Его главная заслуга – начало строительства водопровода, одним из источников финансирования которого – английский заем в размере 27 млн рублей. Его строительство завершилось в 1917 году. В Баку стала поступать чистая вода с Шолларских родников, в честь которых чистая негазированная вода в Азербайджане до сих пор называется Sollar.

Помимо водопровода большой статьей городского бюджета был городской электрический трамвай, который должен был заменить конку. Данный проект оценивался в 800 тыс. рублей. В 1910 году Городская дума выделила первые 10 тыс. рублей, но появился трамвай, как и водопровод, только в канун революции. В апреле 1910 года Баку одним из первых в Российской империи перевел городскую телефонную сеть с проводной системы на кабельную.

Еще одним насущным делом города была организация спасательных пунктов на водах. Подчеркивая актуальность этой проблемы, фельетонисты писали, что на морскую прогулку надо брать с собой попа, нотариуса и водолаза. Обустройство и содержание одного спасательного пункта обходилось в 500 рублей ежегодно, но предприятие было прибыльным.

Таким образом, городские расходы были большими. И помимо налоговых поступлений, город изыскивал другие источники финансирования. Раевский инициировал выпуск городского облигационного займа. Заем Баку 1910 года выпущен для уплаты долгов казначейству. Сумма облигационного займа составила 27 млн рублей. Срок – 49 лет. Облигации выпускались на предъявителя и, для учета спроса со стороны разных по доходам групп, были разной нарицательной стоимости, фиксируемой в рублях и по паритету в фунтах стерлингов и франках: 189 рублей (20 фунтов стерлингов, 504 франка), 945 рублей (100 фунтов стерлингов, 2520 франков) и 4725 рублей (500 франков, 12600 франков). Облигации приносили их владельцам 5% в год, выплачиваемые дважды в год – в январе и июле.

Облигационный заем города Баку, как и другие городские займы не гарантировались государством, а только имуществом и доходом самого города. Заем 1910 года для Баку не был первым, в 1895 году уже был оформлен заем под 3,5%. Стоит подчеркнуть, что, в силу интенсивного развития городского хозяйства, в начале XX века увеличились суммы городских облигационных займов: с 0,5-12,5 до 20-40 млн рублей. И заем города Баку вполне соответствовал данной тенденции.



Авторы:
Цветкова Елена Александровна, к. э. н.
Цветков Василий Жанович, д. и. н., РГГУ