Специальная версия для людей с ограниченными возможностями


Машиностроительная база экономики Российской Империи особенно стремительно развивалась во второй половине XIX столетия. Драйвером роста выступало, в первую очередь, железнодорожное строительство. Производство рельс и металлопроката, изготовление паровозов и вагонов – все это требовало совершенно новых заводов, нового оборудования, новых технологий. Как правило, производственные циклы, каждой профильной продукции железнодорожного строительства, разделялись. Существовала достаточно ограниченная специализация заводов – одни из которых производили вагоны, другие – обеспечивали железные дороги рельсопрокатом, третьи – ориентировались на выпуск локомотивов.

История акционерного общества «Двигатель» непосредственным образом связана с развитием машиностроения в Прибалтике. Примечательно, что открытие завода и утверждение Устава общества произошло практически одновременно. Капиталовложения сразу же направлялись в производство. 25 октября 1897 года был Высочайше утвержден Устав «Акционерного общества «Двигатель», а через год началось строительство одноименного завода в столице Эстляндской губернии Ревеле (нынешний Таллинн).

Руководство новой коммерческой структуры составляли – председатель правления Петербургского промышленно-торгового банка Иван Евграфович Ададуров и директор строящегося завода Аугуст Аугустович Крюгер.

Профиль завода был ориентирован, главным образом, на производство товарных и пассажирских вагонов. Хотя в портфеле заказов были также детали для мостов, вагонетки и трамвайные вагоны. 9 мая 1899 года завод вступил в строй. Цеха завода отличались современным оборудованием. На предприятии был сосредоточен полный цикл вагонного производства. Здесь работали слесарный, столярный, литейный цехи, собственная котельная. Специально для подвоза материалов и вывоза готовой продукции к заводу была построена железнодорожная ветка. Общая численность рабочих составила свыше 4 тысяч человек.

Тем не менее, специализация преимущественно на железнодорожном строительстве оказалась подверженной риску колебаний экономической конъюнктуры. Поэтому в условиях начавшегося в 1901 году кризиса перепроизводства, закономерно стали сокращаться и рабочие циклы на заводе «Двигатель». Кризис выразился в уменьшении продолжительности рабочей недели, в сокращении численности рабочих (более чем в два раза), в падении объемов произведенной продукции.

Необходимо было расширять и модернизировать спектр выпускаемых изделий, актуальных, востребованных на рынке. И с 1910 года завод начинает производство двигателей внутреннего сгорания. А во время Первой мировой войны завод переходит на производство снарядов и орудий.

История завода продолжалась и в ставшей независимой Эстонской республике. В 1920-1930-е годы, в условиях сокращения рынка сбыта, производство перепрофилировалось на суженное внутриреспубликанское потребление (трамваи в Ревеле, изделия для широкого потребления вплоть до лопат и гвоздей, металлическая фурнитура и т.д.), а возвращение на внешние рынки с эстонской машиностроительной продукцией было затруднено. Предполагалось наладить на заводских мощностях производство самолетов, однако оно не оказалось достаточно крупным. В Эстонской ССР, после 1940 года, завод был национализирован.



Авторы:
Цветкова Елена Александровна, к. э. н.
Цветков Василий Жанович, д. и. н., РГГУ