Специальная версия для людей с ограниченными возможностями

Ценные бумаги. Взгляд в прошлое. Кавказское товарищество «Кинопластикон».

Цветков Василий Жанович
д. и. н. РГГУ
20.01.2022 17:59

Как известно синематограф, в качестве элемента массовой культуры развлечений, берет свое начало в 1891 году, когда молодые лаборанты Томас Эдисон и Уильям Диксон изобрели кинетоскоп – предшественник кинопроектора. Однако, поскольку изобретатели не запатентовали вовремя свое изобретение, кинетоскоп стал копироваться во многих странах. Это был шкаф с окошком, через которое индивидуальные зрители могли наблюдать иллюзию движущегося изображения. Кинетоскоп оказался весьма популярным при проведении цирковых представлений, а также в садах и парках, на открытых сценах, в гостиничных вестибюлях. Но очень скоро обнаружился и его основной недостаток, заключавшийся в невозможности проецировать изображения для большой аудитории.

Эту проблему смогли успешно разрешить братья Люмьер. Ими в 1895 году был изобретен и запатентован легкий кинопроектор – синематограф.

Популярность синематографа весьма стремительно росла. Однако к концу XIX столетия эффект новизны постепенно стал угасать. Поэтому для повышения спроса в киноиндустрии начали проводить эксперименты со спецэффектами – превращениями, исчезновениями и т.п., – цель которых была удивлять зрителей.

И вот тут уместным оказался так называемый «призрак Пеппера» – техника иллюзионизма, изобретенная англичанами Г. Дирксом и Дж. Пеппером еще в 1860-е годы, но используемая до сих пор. Ее механизм основывается на использовании зеркала, установленного под углом в 45° к зрителю, видимой комнаты и скрытой комнаты, идентичной видимой, но окрашенной в черный цвет. И когда скрытая комната освещается на стекле видны только объекты, отражающие свет. Таким образом создается эффект призрачного изображения, находящегося в видимой комнате. Отражение в вертикально установленном под углом стекле создает присутствие трехмерного мерцающего призрака.

В 1911 году Теодор Браун, занимавшийся стереоскопической фотографией, заинтересовался «призраком Пеппера», внес в технику небольшие улучшения и запатентовал получившийся результат под названием «Кинопластикон».

Показы «Театра искусственных людей», как называли «Кинопластикон», проходили в театре Scala в Лондоне, в театре пластики, разговоров и пения в Вене, а также во Франции, Италии и США. Проекция поддерживалась синхронным звуковым сопровождением. А в рекламе «Кинопластикона» звучало: «Живые, поющие, говорящие камео в пластическом рельефе без экрана».

И вот уже через год, в 1912 году, «кинопластикон» пришел в Российскую Империю. Для демонстрации голографических представлений в Петербурге, Одессе и других городах приходилось переоборудовать театральные помещения. Но зато эффект был потрясающий. Газеты так описывали увиденное: «Действующие лица входят, играют на различных инструментах, садятся на настоящую мебель, поют под аккомпанемент оркестра, исчезают за кулисы, возвращаются, раскланиваются с публикой».

И накануне Первой мировой войны, в 1914 году было создано Кавказское товарищество «Кинопластикон» с паями в 250 руб.

Но просуществовал российский «Кинопластикон» всего лишь несколько лет. Издержки для производителей такого рода кинопродукции оказались довольно высокими. Ведь для его работы требовались специально оборудованные кинотеатры вместо привычных, широко доступных киноэкранов. Должны были быть специально подготовленные постановки, а не «естественные» фильмы. Поэтому и цена билета оказывалась выше, чем в обычном кинотеатре. «Кинопластикон» ориентировался на аудиторию среднего класса. А в условиях революционных событий 1917 года такие запросы были уже невостребованными.



Авторы:
Цветкова Елена Александровна, к. э. н.
Цветков Василий Жанович, д. и. н., РГГУ