Специальная версия для людей с ограниченными возможностями


В начале XX века Астрахань имела известность благодаря порту, судостроительным заводам. На Каспии добывалась соль. С 1900 года в Астрахани было налажено трамвайное движение. В 1903 году в Астрахани началось сооружение железной дороги, которая должна связать Астрахань с центральными районами страны железной дорогой через Саратов.

Открывались в Астрахани отделения и крупных капиталистических обществ, в том числе братьев Нобель. С 1904 года вверх по Волге транспортировку нефти осуществляли два первых в мире дизельных электрохода «Вандал» и «Сармат». Астраханский морской грузооборот уступал только питерскому. Морская и речная деятельность на весну-осень привлекала большое количество сезонников.

Следуя общероссийской тенденции начала XX века, с 1908 года в Астрахани создавались товарищества в области соляной промышленности, рыбной переработки и торговли, судостроения и ремонта. Кирпичная промышленность в астраханском крае была представлена кирпичным заводом «Керамик», принадлежащим «Южно-русскому товариществу «Керамик». На заводе ежегодно выпускалось до 7 млн штук кирпичей. Акционерное общество «Бранобель» стало нефтяным и керосиновым монополистом, а Астрахань – крупным перевалочным пунктом и торговой базой горючих материалов.

В таких довольно непростых условиях существовал город Астрахань в начале XX века. Городским главой был Иван Николаевич Плотников. Он был избран на эту должность в 1894 году и пробыл в ней до 1905 года. Повторно состоял на должности городского головы Астрахани в 1909-1912 годов. Он был выходцем из известного купеческого рода. Его дед и отец проживали в Астрахани, занимались благотворительностью. Благодаря им построены церковь Рождества Христова, Зимний театр с электрическим освещением и паровым отоплением. Иван Николаевич являлся председателем комиссии по наблюдению за сооружением храма Святого князя Владимира, а также почетным членом Астраханского губернского попечительства детских приютов. Он жил в особняке на улице Большая Демидовская, в котором в годы советской власти разместилась Астраханская картинная галерея.

Городскому голове приходилось организовывать борьбу с различными заболеваниями, угрожавшими городу, в том числе холерой и туберкулезом. Борьба с туберкулезом в Астрахани долгие годы носила общественный характер. В 1910 году начала действовать Всероссийская Лига борьбы с туберкулезом, существовавшая на благотворительные средства. Лига имела свои отделения в 96 городах России, в том числе и в Астрахани. Средства шли на организацию кумысолечебницы. Холеру можно было победить повышением качества потребляемой воды, устройством и расширением водопровода.

В 1910 году на развитие города – расширение водопровода и канализации и на другие нужды – был выпущен второй облигационный заем г. Астрахани в сумме 5 499 937,50 рублей. Выпуск содержал облигации разной нарицательной стоимости, в том числе 937,50 рублей. Держателям облигации приносили 5% годовых. Облигации выпускались на предъявителя. Облигации должны были погашаться в течение 50 лет, начиная с 1911 года, тиражами, производимыми один раз в год.



Авторы:
Цветкова Елена Александровна, к. э. н.
Цветков Василий Жанович, д. и. н., РГГУ