История возникновения этого завода необычна. На волне роста железнодорожного строительства, нуждавшегося не только в паровозах и вагонах, но в рельсах и шпалах, стали создаваться специальные лесопильные заводы. Один из них, предназначенный для строящейся Орловско-Витебской железной дороги, был основан в 1865 году на берегу реки Болва купцом, заводчиком и меценатом П.И. Губониным. А уже в 1873 году к нему присоединились инженер путей сообщения В.Ф. Голубев и князь В.Н. Тенищев. Совместными усилиями было создано акционерное общество Брянского рельсопрокатного, железоделательного и механического завода, с правлением в Санкт-Петербурге. Его управляющим на протяжении 27 лет оставался Голубев. Вокруг завода вырос поселок Бежица – с корпусами цехов, жилыми домами, больницей, аптекой, школой, гимназией, училищем, парком, театром, синематографом. Так акционерное общество инвестировало в человеческий капитал, что способствовало развитию предприятия.
В 1878 году Брянский завод, выпуская треть стали в стране, стал вторым по размерам после Путиловского завода. С 1880-х годов, благодаря франко-бельгийским инвестициям на заводе начался выпуск первых грузовых вагонов, литых колес для паровозов, а также броневых плит для кораблей. Сырьем завод обеспечивался от железных рудников в Криворожье и угольных шахт в Донбассе. Постепенно завод превратился в гигантский трест, объединяющий добычу руд, каменного угля, разработку лесов с металлургией и машиностроением. В Российском империи «знаком качества» продукции был двуглавый орел, и завод получил право изображать на своих изделиях государственный герб.
К 1895 году капитал акционерного общества вырос до 43 млн. руб., выручка – до 18 млн. руб. По величине оборотов Общество Брянского завода стало одним из крупнейших в Европе. Голубев активно участвовал в государственной работе, в деятельности Министерства государственных имуществ, в советах по железнодорожным и тарифным делам.
С 1897 года на Брянском заводе началось производство паровозов, получивших название «О» (основной) с различными индексами. «Овечки» стали самыми массовыми локомотивами начала ХХ века. А в 1900 году на всемирной выставке в Париже получил награду самый мощный в мире шестиосный паровоз «Фита». С 1907 года на заводе началось производство паровозов «Б» («брянский», «букашка»), развивавших скорость до 125 км/ч. Накануне Первой мировой войны завод производил паровозы, вагоны, сельскохозяйственные машины, военная технику, мостовые краны. С началом войны завод освоил производство фугасных снарядов.
После революции 1917 года завод сохранил профиль. В 1923 году он переименовывается в «Красный Профинтерн». К 1940 году завод выпускал треть паровозов и большегрузных вагонов в СССР; был единственным производителем большегрузных цистерн. После Великой Отечественной войны на заводе делали паровозы «Победа», приступили к производству паровых турбин и энергопоездов. В 1956 году предприятие получило современное название – Брянский машиностроительный завод. Ассортимент продукции расширялся. На рубеже 1950-1960-х годов здесь начался выпуск маневровых тепловозов, судовых дизелей и рефрижераторов.
С 2002 года завод вошел в состав акционерного общества «Трансмашхолдинг». Теперь здесь производят двухсекционые магистральные тепловозы «Пересвет» и «Витязь»; а 80% российского рынка маневровых тепловозов – брянские. Ежегодно производится 300 магистральных и 240 маневровых тепловозов, а с недавнего времени освоили производство деталей для эскалаторов. Брянский машиностроительный завод продолжает уверенно развиваться.
Авторы:
Цветкова Елена Александровна, к. э. н.
Цветков Василий Жанович, д. и. н., РГГУ