Специальная версия для людей с ограниченными возможностями


Отмена крепостного права способствовала развитию урбанизации, но черноземная Курская губерния продолжала оставаться аграрным районом. Промышленность Курска была представлена мелкими предприятиями. Преобладала обработка продуктов земледелия (мельницы, крупорушки, прядильни, табачные фабрики и т.д.), а также животноводства (мастерские по изготовлению сала, клея, мыла, кожи, свечей и т.д.). Мало рабочих было занято на металлообрабатывающих (чугунолитейный завод Мартенса, ремонтный завод Каменева, завод Мамонтова и Андреева, производящий молотилки и мельничное оборудование) и кирпичных заводах.

В конце XIX века в Курске соотношение торговли и промышленности было в пользу торговли (ежегодные обороты соответственно 13 и 2,5 млн рублей). Важную роль в развитии Курска сыграла железная дорога, соединившая город с Москвой, Харьковом, Киевом, Воронежем.

Проникавший в Россию иностранный капитал пытался закрепиться и в Курске: дрожжевой завод принадлежал немцам, трамвай и электрическая сеть – бельгийцам. В расположенном на высоких холмах Курске затруднительна была организация конки, поэтому электрический трамвай появился здесь очень рано. Право его строительства получили бельгийцы, образовавшие АО «Курский трамвай» с правлением в Брюсселе.

Поскольку Курск был преимущественно торговым городом, то неудивительно, что купечество широко было представлено в думе. С 1891-го по 1901-й годы городским головой был Григорий Иванович Лавров. Бюджет Курска был дефицитным: уже в 1898 году городской долг составил 529 тыс. рублей, на обслуживание которого ежегодно уходило около 39 тыс. рублей. Выход мог быть найден в усилении налогообложения богатых городских слоев, в первую очередь купечества. Но «отцы города», сами принадлежавшие к ним, избегали делать это. Дума решила по-иному. В 1899 году Курской городской думой был выпущен облигационный заем на 1 млн рублей под 4,5% годовых.

Облигации выпускались на предъявителя номиналом 100, 500 и 1000 рублей. Цель займа – погашение городских долгов, формирование основного капитала городского ломбарда, выкуп в собственность города водопровода, сооружение воинских казарм и складов, постройка торговых лавок. Одной из крупнейших статей расходной сметы была уплата долгов. Главными кредиторами городской казны были иностранные финансисты, которым ежегодно уплачивались десятки тысяч рублей. Почти треть всей городской сметы шла на расквартирование войск. Расходы, которые не всегда своевременно компенсировались казной. А вот социальные объекты были не всегда достаточно финансируемы. В 1899 году пришло время выкупа у акционерного общества водоснабжения и газоосвещения курского водопровода, открытого в 1874 году. Средства, полученные от облигационного займа 1899 года частично пошли на эти цели.

Облигации должны были погашаться в течение 50 лет, начиная с октября 1900 года, посредством ежегодного тиража. По вышедшим в тираж облигациям начисление процентов прекращалось. Купоны и вышедшие в тираж облигации сохраняли платежную силу в течение 10 лет, после чего признавались недействительными, а причитавшиеся в уплату по просроченным купонам и облигациям суммы шли в городскую казну. Исправное обслуживание облигационного займа обеспечивалось всеми доходами, капиталами и недвижимым имуществом города.

С сильным дисконтом 100-рублевые облигации были приобретены бельгийцами по 92,75 рублей. Причем городская казна получала только 92 рубля за 100-рублевую облигацию (разница доставалась посредникам). В 1903 г. еще одна партия облигаций была продана французам. Но займы не помогли финансам города. Бюджет оставался дефицитным.



Авторы:
Цветкова Елена Александровна, к. э. н.
Цветков Василий Жанович, д. и. н., РГГУ