Специальная версия для людей с ограниченными возможностями


В конце XIX века Псков был типичным провинциальным городом. Но строительство в 1859 году железной дороги из Санкт-Петербурга в Ригу весьма позитивно сказалось на экономическом положении города. Железнодорожное строительство значительно повлияло на развитие торговли. Из губернии по железной дороге вывозился лен и лес.

Влияние купечества проявлялось и в системе местного самоуправления. Должность городского головы неоднократно занимали купцы первой гильдии: П.П. Калашников, Э.Р. Сутгоф, А.А. Агапов.

Алексей Алексеевич Агапов, потомственный купец, владеющий недвижимостью стоимостью более 1 тыс. рублей, был избран гласным Псковской городской думы, членом управы и заместителем городского головы еще в январе 1891 года. Затем городским головой его выбирали в 1905, 1909 и в 1913 годах. При нем к 100-летию русского поэта был устроен Народный дом имени А.С. Пушкина. Также при Агапове в Пскове появился трамвай, водопровод, был построен мост, открыто несколько библиотек.

Супруга Агапова – Мария Ивановна – основала в Пскове частную женскую гимназию, называвшуюся по фамилии учредительницы «Агаповской». Обучение некоторых гимназисток оплачивала городская управа, для других по инициативе родительского комитета проводился сбор пожертвований.

Для развития города требовались средства, в том числе размещались облигационные займы. В 1908 году городской думой был утвержден облигационный заем на 800 тысяч рублей для покрытия расходов на устройство электрического трамвая, увеличение мощности существующей электрической станции, переустройство лавок мясного и мучного рядов и ремонт лавок толкучего рынка, постройку училищного здания и погашение долгов города. Облигации достоинством 100, 500 и 1000 рублей выпускались на предъявителя и приносили их владельцам 5% годовых. Погашения займа предполагалось в течение 36,5 лет, начиная с 1910 года, тиражами, производимыми два раза в год. Облигации подписывал городской голова.

Часть средств облигационного займа направлялась на устройство электрического трамвая. Строительство городской железной дороги в Пскове началось в 1906 году. Но из-за недостаточной мощности электростанции пустить трамваи долго не удавалось. С 1 ноября 1909 года от вокзала до Торговой площади по рельсам стали ходить шесть вагонов конки, устроенной богатейшим псковским купцом Георгом Францевичем Викенгейзером, прозванным за предприимчивость «псковским американцем». Трамвайный путь от вокзала до Торговой площади был одноколейный. Остановку и разъезд сделали на Торговой площади перед зданием городской Думы.

В 1909 году, спустя 20 лет после возведения железнодорожного моста через реку Великую, торжественно был заложен новый Ольгинский мост (в честь княгини Ольги).

Многолетний труд последнего дореволюционного псковского градоначальника на благо города получил достойную оценку. Отмечая 25-летие службы Агапова в местном самоуправлении, городская дума 25 февраля 1916 года решила ходатайствовать о присвоении ему звания Почетного гражданина Пскова, а также учредить две стипендии его имени (по одной в мужской и женской гимназиях). 28 апреля 1916 года Император Николай II разрешил присвоить А.А. Агапову это почетное звание.



Авторы:
Цветкова Елена Александровна, к. э. н.
Цветков Василий Жанович, д. и. н., РГГУ