Специальная версия для людей с ограниченными возможностями

Учитывая долю России в поставках газа в Европу на уровне 40% в последние годы, и отказ от санкций на поставки газа в условиях крайне жесткой санкционной политики по всем другим направлениям может сложиться впечатление, что этот сегмент в каком-то смысле иммунизирован от санкционных рисков в силу непреодолимой зависимости Евросоюза от РФ в газовой сфере.

Однако такая трактовка может оказаться излишне оптимистичной, если посмотреть на опубликованные достаточно детальные планы по отказу от российских энергоносителей. В частности, согласно заявлению, опубликованному на сайте ЕК, зависимость от поставок российского газа уже до конца 2022 года может сократиться на две трети (67%).

Еврокомиссия (ЕК) предложила странам ЕС план отказа от российских угля, нефти и газа — его планируют реализовать до 2030 года. Согласно заявлению, опубликованному на сайте ЕК, зависимость от поставок российского газа уже до конца 2022 года может сократиться на 67% до 4.5 bcm в месяц по сравнению с 12.9 млрд куб. м в 2021.

То есть план предполагает отказ от 64 bcm импорта газа из РФ в годовом выражении к концу года, и увеличению этой суммы до 103-120 млрд куб. м к 2030.




План комиссии предусматривает, что сокращение импорта газа из РФ будет достигнуто наполовину за счет увеличения импорта LNG из других стран, и примерно на треть за счет новых мер по производству и сохранению возобновляемой энергии.

Экспорт газа из США в Европу рос еще до российского вторжения. В период с ноября 2021 года по январь 2022 года они увеличились на 3,4 миллиарда до 6,5 миллиарда кубических футов в день.




Шаги по замещению российского уже приносят результаты. Так, 25 марта президент США Джо Байден пообещал направить в Европу больше сжиженного природного газа, а Германия уже подписала соглашение об импорте продукта из Катара. Европейские официальные лица также ведут переговоры с Японией и Южной Кореей о перенаправлении сжиженного природного газа, который в противном случае поступал бы в эти две страны. 28 марта министр энергетики ОАЭ сообщил сообщил о намерении увеличить газодобычу на 30%, чтобы нарастить поставки СПГ, при том, что страна было нетто-импортером газа. Объявлены планы строительства и расширения СПГ- терминалов в Танзании и Омане.

8 марта 2022 г. на саммите ЕС в Брюсселе страны договорились, что Еврокомиссия получит мандат на осуществление общих закупок энергоносителей для всей Европы.

Теоретически на европейских терминалах имеется достаточно резервных мощностей для переработки СПГ в количестве, достаточном для полной замены поставок российского газа. Но географические факторы и ограничения возможности распределения газа вдали от этих терминалов могут по-прежнему вызывать дефицит газа в восточных частях ЕС. Более того, в то время как страны, включая Италию и Германию, обращаются к плавучим регазификационным терминалам, чтобы продержаться до того, как можно будет построить стационарные объекты, это, очевидно, не вариант для стран, не имеющих выхода к морю, таких как Словакия и Венгрия.

На наш взгляд, реализация плана в краткосрочной перспективе может столкнуться с ограничением в виде недостаточного наличия свободных мощностей у экспортеров СПГ. Вторым препятствием может стать наличие долгосрочных контрактов с Газпромом по принципу бери-или плати, что предполагает, что цена отказа от импорта в этом году будет выше просто разницы спот-цен на СПГ и контрактных цен Газпрома.




Но при том, что план выглядит слишком амбициозно в краткосрочном периоде, и мы ожидаем меньшего снижения объемов покупок газа у РФ и в этом году ( на 25%), долгосрочно он вполне может быть реализован. И это не требует объявления санкций.

По оценкам Vygon Consulting до 2025 года до 50 млрд куб. м российского экспорта может быть замещено альтернативными поставками - американским СПГ, частично Катаром. И к 2030 году эта цифра уже достигает более чем 150 млрд куб. м. И дальше, в более далекой перспективе понятно, что она будет только вырастать. Поэтому сегодня, например при макроэкономическом моделировании или оценке стоимости Газпрома, в качестве базового cценария логично предполагать полный отказ от трубопроводного экспорта в ЕС не позднее 2030 года.





ВНИМАНИЕ:
Данный материал предоставлен исключительно в информационных целях и не может рассматриватьсяв качестве предложения или побуждения на заключение сделок с ценными бумагами и иными финансовыми активами. Материал составлен на основе источников, которые АО АКБ «ЦентроКредит» считает надежными. За достоверность предоставленной информации АО АКБ «ЦентроКредит» ответственности не несет. Настоящий материал является исключительной собственностью АО АКБ «ЦентроКредит». Несанкционированное копирование, воспроизводство и распространение настоящего материала, частично или полностью, в отсутствие разрешения АО АКБ «ЦентроКредит» в письменной форме запрещено.