Специальная версия для людей с ограниченными возможностями

История Садонских рудников тесно связана с историей Осетии еще с XVIII века. Здесь добывались цветные металлы – свинец и серебро (Алагирский серебросвинцовый завод), особенно востребованные в период Крымской войны. К 1860 году в Осетии удалось создать прочную сырьевую базу для развития цветной металлургии. К этому времени закончилась Кавказская война и правительство решило активно привлекать к работе на руднике местное население. Осетины охотно шли работать на рудник и на завод, где они участвовали во всех видах производства.

В 70-е годы XIX века в Садоне и Алагире только высококвалифицированных рабочих из местного населения насчитывалось более 140 человек. Но переход к новым формам организации производства шел медленно. Производство свинца и серебра оказалось убыточным. Администрация объясняла это низким содержанием металлов в садонской руде. Хотя главная причина убыточности заключалась в технических ошибках, допускавшиеся при добыче руды. Садонские рудники и Алагирский завод занимались добычей и выплавкой исключительно серебра и свинца. В отвал же шла не менее ценная часть руды – цинковая обманка, на большое количество которой обратил внимание член Горного ученого комитета Иосса. К отвалам цинковой обманки в Садоне проявил интерес Н.В. Филькович – лейтенант запаса военного флота. Его усилиями цинковые отвалы переправлялись через Новороссийск за рубеж. За три года он отправил за границу 12 тыс. тонн цинковой руды. Накопленный капитал Филькович решил вложить в производство. И в 1895 году он арендовал на 60 лет Алагирский завод и Садонский рудник.

По условиям контракта Филькович обязан был выплачивать казне с каждого пуда выплавленного свинца или глета по 20 копеек, с каждого пуда химически чистого серебра – по 100 рублей и с пуда цинковой обманки – по 8 копеек. В то же время ему предоставлялось право продавать все виды продукции и другим лицам, но в таком случае он с каждого пуда свинцовой руды уплачивал 24 копейки.

Вместе с бельгийскими предпринимателями Фалькович реконструировал предприятия и учредил в 1896 году русско-бельгийское «Горнопромышленное и химическое общество «Алагир». Размер капитала, вкладывавшегося обществом в завод и рудник, составлял 4,5 млн рублей. 75% акций этой суммы принадлежали бельгийцам – Брюссельскому и Льежскому банкам, а 25% – российской стороне. Кредиторами акционерной компании стал 151 человек, из которых 95 были русскими подданными, в том числе и осетины, с общей суммой кредита в 339 тыс. рублей, 56 иностранцев, в основном бельгийцы, с общей суммой кредита в 1,3 млн. рублей.

Компания «Алагир» усовершенствовала оборудование рудника и завода. В Садоне были налажены электромеханические установки, позволявшие дробить горную породу, проведены электрическое освещение и телефонная связь. Общество «Алагир» достигло общероссийского и международного масштаба. Его правление разместилось на Большой Морской улице в Петербурге. В бельгийском городе Льеже также функционировало правление этого общества.

Новые рудники выдавали огромные объемы руды, с которым заводские мощности «Алагира» не справлялись, и руда отправлялась за границу. В 1898 году общество «Алагир» приступило к строительству во Владикавказе металлургического завода. Через год были построены электростанция, цинкопрокатный и химический цеха. Подъем промышленного производства вызвал необходимость строительства железных дорог. К началу XX века Владикавказ стал одним из крупных транспортных узлов Кавказа.

Филькович занимался благотворительной деятельностью, стремился к распространению христианства в Осетии. Но в 1902 году его отстранили от управления рудниками, на его место назначили управляющих из Бельгии.



Авторы:
Цветкова Елена Александровна, к. э. н.
Цветков Василий Жанович, д. и. н., РГГУ