Для развития Донецкого промышленного региона необходимым становилось не только освоение и разработка каменноугольных шахт. Не менее важными становились работы по эксплуатации месторождений других полезных ископаемых, а также их комплексное, разнообразное применение. Примером подобного рода может служить история содовых заводов. Их зарождение и последующее развитие во многом было обусловлено поиском новых, более эффективных решений в организации производства, стремлением к максимально возможному использованию имеющихся природных ресурсов.
Примечательно, что инициатива в создании производства по изготовлению соды принадлежала иностранному предпринимателю, бельгийскому инженеру Э. Сольвэ, уже имевшему опыт организации подобных предприятий на Урале. Немаловажным фактором стало наличие у него продуктивных контактов с бельгийскими фабриками по производству кальцинированной соды. Это позволяло использовать на новом заводе не только апробировнные технологии, но и опытных консультантов, профессиональных работников из Бельгии.
Сырьевая база для производства соды в Донбассе представляла собой разрабатываемые месторождения соли недалеко от уездного города Бахмут Екатеринославской губернии, меловые и известняковые копи на берегу реки Северский Донец, а также необходимый для работы печей высококалрийный каменный уголь в шахтах недалеко от города Лисичанска. Способствовала развитию предприятия и растущая сеть железнодорожных путей, связывавшая основные сырьевые районы.
«Точкой отсчета» в истории первого содового завода можно было бы считать апрель 1889 года, когда будущие его создатели приняли решение о приобретении земли у села Верхнее, с участком меловых карьеров, расположенных на берегу реки Северский Донец. Первоначальная сметная стоимость завода составляла около 1 млн. рублей. Но подобные затраты считались оправданными, поскольку прибыли от продажи кальцинированной соды вполне могли компенсировать первичные расходы.
В 1892-м году завод приступил к работе. Предположения относительно растущего спроса и доходов вполне оправдались. К концу десятилетия годичная выработка соды была доведена до 70 тыс. тонн. На предприятии активно применялись технические новинки. Так, например, при производстве соды использовался электролиз. Для транспортировки угля на электростанцию использовалась специально построенная канатная дорога. А в 1910 году, для получения солевого раствора, от Бахмута был построен оригинальный «рассолопровод».
В целях расширения капиталовложений в производство было создано акционерное «Общество донецких содовых заводов» (с расчетом на строительство новых предприятий). Показательный факт – его Устав получил не Высочайшее утверждение (как это было в практике создания обществ в Российской империи), а был удостоверен у нотариуса Муана в Париже 9 августа 1913-го года. Там же, во французской столице, располагалось и Правление общества. Основной капитал был заявлен в 8 млн. франков, разделенным на 8 000 акций на предъявителя, номиналом в 100 франков каждая.
События Первой мировой войны и революции не привели к закрытию предприятия, несмотря на национализацию и упразднение иностранного Правления. В СССР продолжал работу Лисичанский ордена Ленина содовый завод им. В. И. Ленина.
Авторы:
Цветкова Елена Александровна, к. э. н.
Цветков Василий Жанович, д. и. н., РГГУ