Специальная версия для людей с ограниченными возможностями

Дилерская деятельность. Андеррайтинг

Бизнес-журнал

Одни из важнейших профессиональных участников Фондового рынка — дилеры. Благодаря их работе на бирже появляются новые ценные бумаги и сохраняется ликвидность рынка. В статье простыми словами расскажем о дилерской деятельности и о том, что такое андеррайтинг ценных бумаг.

Кто такие дилеры

Статус дилера на рынке ценных бумаг может получить только крупная компания, которая обладает внушительным собственным капиталом. Большая часть российских лицензированных дилеров — это банки (ВТБ, Райффайзенбанк и др.). Дилеров несколько и они делят рынок между собой: один дилер поддерживает акции конкретных эмитентов.

Собственный капитал нужен для скупки огромного количества ценных бумаг, потому что главная задача дилера — поддерживать ликвидность конкретной или нескольких ценных бумаг. Дилер публично объявляет котировки на покупку и продажу, определяет партии лотов, отслеживает динамику спроса и текущие цены. В случае просадки спроса дилер выкупает излишек акций с рынка. Если же спрос взлетает, дилер вбрасывает недостаток акций на рынок. Такую деятельность по поддержанию баланса на рынке называют маркет-мейкингом.

Но ещё до того, как понадобится поддерживать ликвидность ценных бумаг, их нужно разместить на рынке. Этим тоже занимаются дилеры, становясь андеррайтерами.

Зачем нужен андеррайтинг

Как ценные бумаги появляются на первичном рынке биржи? Какая-либо компания решает выпустить свои акции и становится эмитентом этих акций. Но компания-эмитент не всегда знает, будет ли спрос на акции среди инвесторов, по какой цене лучше размещать и в каком объёме. Во всех этих вопросах помогает услуга андеррайтинга. Дилер-андеррайтер — это посредник между эмитентом и биржей.

Функции андеррайтинга

Благодаря своей компетентности и статусу андеррайтер пользуется доверием в инвесторской среде и делает так, чтобы выпущенные акции имели успех. Для этого андеррайтер выполняет главные функции:

  • Привлечение инвесторов
    Андеррайтер распространяет информацию о новых ценных бумагах среди инвесторов, убеждая в выгодных вложениях (на этом этапе определяется оптимальная первичная цена бумаг)
  • Эмиссия
    Размещает выпущенные ценные бумаги на рынке по согласованной цене
  • Стабилизация
    Поддерживает ценовой баланс на размещённые ценные бумаги.

Виды андеррайтинга

Эмитент может заключить с андеррайтером один из двух основных видов договоров или их комбинацию.

Твёрдое обязательство

Андеррайтер выкупает у эмитента все выпущенные ценные бумаги и продаёт их на фондовой бирже от своего имени и со своей наценкой. От успеха продаж зависит прибыль андеррайтера. Он может всё продать по цене выше размещения, а может не дождаться ожидаемого спроса и придётся распродавать по цене ниже размещения (себе в убыток). Все риски ложатся на андеррайтера, поэтому при договоре твердого обязательства эмитент платит большое вознаграждение.

Максимальные усилия

При такой схеме андеррайтер снимает с себя финансовую ответственность. Он пускает бумаги в обращение и продаёт по высокой цене столько, сколько удастся. Если акции окажутся невостребованными, то за убытки отвечает эмитент.

Объединение андеррайтеров

Компания-эмитент вправе заключить договор не с одним, а несколькими дилерами-андеррайтерами. Так можно расширить круг потенциальных покупателей новых акций. Если эмитент предпочитает такой вариант, то выбранные андеррайтеры образуют синдикат и заключают между собой договор, который помогает распределить усилия и действовать максимально слаженно.