История Мальцовских заводов берет начало в XVIII веке. В 1734 году купеческий сын Василий Мальцов начал постройку стекольной и хрустальной фабрик под Гжатском. В 1745 году, получив разрешение на покупку крепостных он начал строительство нового завода под Можайском, который передал своим сыновьям – Акиму и Александру. Позднее Аким в богатом лесом Владимирском уезде основал завод – будущий Гусь-Хрустальный, а Александр стал развивать стекольно-хрустальное производство в Орловской губернии.
После кончины братьев Акима и Александра бизнесом стали заниматься их вдовы. Вдова Акима – Мария Мальцова – стала успешно строить новые узкоспециализированные фабрики, в том числе в Дятьково. В 1805 году она передала своим сыновьям Ивану и Сергею в управление прибыльную сеть стекольно-хрустальных фабрик. А к середине века Иван Мальцов сделал Дятьковскую хрустальную фабрику одним из крупнейших стекольных предприятий в стране.
Сын Ивана, генерал Сергей Иванович Мальцов активно развивал металлургическое производство. Промышленные успехи благоприятствовали росту его доходов. Он приобрел большие земельные участки в Орловской губернии. Для своих крестьян Сергей Иванович отменил телесные наказания, установил 8-часовой рабочий день, строил дома, школы и церкви. И тем непонятнее выступление Мальцова против освобождения крестьян в 1861 году. Но этому есть логическое объяснение: он боялся остаться без рабочих рук, поэтому обосновывал освобождение крестьян без земли. Однако его призывы остались неуслышанными, и ему пришлось договариваться с собственными крепостными об их добровольном отказе от наделов взамен на приусадебную землю и общие выпасы. Это помогло Мальцову остаться владельцем практически всех земель и ценных лесов и сохранить в своем промышленном районе дореформенные порядки.
Однако, выполняя обязательства перед бывшими крепостными, генерал увеличивал убытки своего хозяйства. Еще большую проблему принес Мальцову правительственный проект по обустройству Людиновского и Радицкого паровозо- и вагоностроительного заводов, требовавший больших инвестиций. Заводы были построены, но государственная политика изменилась. Паровозы стали закупать за границей, и пришлось переводить заводы на производство сельскохозяйственных орудий. В начале 1880-х начались проблемы и в хрустальном деле. Часть уволенных рабочих организовали кустарное производство на дому. Самодельные стаканы обходились в 5-6 коп., а заводские – в 12 коп.
Однако, не обращая внимание на высокие издержки, Мальцов увеличивал свою кредиторскую задолженность, надеясь на улучшение ситуации. Он преобразовал частное предприятие в товарищество, чем вызвал недовольство жены и детей, которым доставалась в наследство лишь небольшая часть акций. По ходатайству родственников перед императором об отстранении Мальцова от дел «по причине слабоумия», в 1884 году Сергей Иванович оказался не у дел и уехал в крымское поместье. В 1885 году Товарищество мальцовских заводов, включающее 16 фабрик с почти 10 тысячами рабочих, обанкротилось и перешло под казенное управление.
В 1894 году было зарегистрировано акционерное общество Мальцовских заводов со штаб-квартирой в Санкт-Петербурге на Невском проспекте, 7. Учредителем общества стал двоюродный брат Саввы Мамонтова – потомственный почетный гражданин И.Н. Мамонтов. Основной капитал Общества в 1917 году составлял 32 млн. руб. Он был поделен на 32 тыс. акций номиналом по 100 руб. каждая. Но в 1918-м все фабрики Мальцовых были национализированы и на их основе создан трест «Государственного мальцовского фабрично-заводского округа» с центром в Дятькове.
Авторы:
Цветкова Елена Александровна, к. э. н.
Цветков Василий Жанович, д. и. н., РГГУ