Специальная версия для людей с ограниченными возможностями

На Северном Кавказе, в Осетии с давних пор развивалась производство изделий из серебра. В конце ХIХ – начале ХХ веков добыча серебра была переведена на промышленную основу. Возросли ее объемы. К серебряным рудникам добавились еще месторождения цинка и свинца. Их разрабатывали как крупные, так и небольшие предприятия. Наиболее крупными структурами по добыче цветных металлов во Владикавказском округе являлись предприятия общества «Алагир» и «Терское горнопромышленное общество».

Но основано Терское горнопромышленное акционерное общество было не на Кавказе. Его создали в 1898 году в Москве. Учредителями были: князь П.Н. Трубецкой, дворянин Г.И. Кристи и купец 1-й гильдии Л.В. Готье. У Льва Владимировича Готье уже был опыт работы в металлургии. Ранее он стал основателем Тульской Металлургической Компании. Его избрали председателем акционерного общества. А директором общества назначили также опытного предпринимателя. Им стал немец К.К. Геберде, имевший 30-летний опыт управления серебро-свинцовыми рудниками.

Терское горнопромышленное общество приступило к подготовке для эксплуатации переданных ему на Северном Кавказе рудников и к постройке рудообогатительной фабрики. Одновременно с этим, продолжалась активная работа Товарищества «Г.И. Кристи и князя С.Н. Трубецкого» в области поиска и разработки новых рудных месторождений.

В 1898 году разведками и рудниками Терского горнопромышленного общества управлял И.Н. Стрижов, один из основателей нефтяной промышленности в нашей стране, на протяжении 20 лет работавший в нефтяном Товариществе братьев Нобель.

Терские рудники привлекали многих талантливых ученых и управленцев. Так, например, до 1904 года в должности заведующего Садонского серебро-свинцового рудника Терского горнопромышленного общества трудился горный инженер, будущий профессор и основатель среднеазиатского университета М.М. Протольяконов. Но оказался он на Тереке не по своей воле. Дело в том, что с 1899 года по 1904 год за участие в социал-демократической пропаганде он находился под надзором полиции на Северном Кавказе, поэтому не мог переменить место жительства, поступить на государственную службу или заняться своей привычной научной деятельностью.

Конечно, активное освоение рудных месторождений не всегда благоприятно сказывалось на состоянии окружающей среды. Хозяйство велось экстенсивным путем. К сожалению, развитие осетинской промышленности сопровождалось сокращением крестьянских наделов, вырубкой лесов. На приобретенных землях происходило уничтожение вековых сосновых лесов, а стволы даже не вывозились, не продавались, не использовались, а просто сбрасывались в ущелье и гнили без пользы.

Но металлургия и металлообработка продолжали развиваться. Так наряду с Терским горнопромышленным обществом крупнейшим предприятием в Осетии было общество «Алагир». Однако позднее «Алагир» перешел в руки бельгийцев. В советское время на его основе начал работу завод «Электроцинк». Такая же судьба была и у Терского горнопромышленного общества, национализированного после революции 1917 года.



Авторы:
Цветкова Елена Александровна, к. э. н.
Цветков Василий Жанович, д. и. н., РГГУ