Специальная версия для людей с ограниченными возможностями


Один из самых «легендарных заводов» отечественной истории, знакомый очень многим еще со школьной скамьи по первому российскому автомобилю, был основан в Риге, в 1869 году в качестве филиала немецкой фирмы по производству вагонов. В 1874 году он получил уже «российское гражданство», будучи преобразованным в «Акционерное общество Русско-Балтийского вагонного завода». Основной капитал общества составлял 9 млн. руб. Вагонная «специализация» предприятия была наиболее известной и востребованной, особенно по номенклатуре, по качеству и количеству товарных вагонов (из производство было в приоритете). И в начале ХХ столетия вагонное производство стало основой для создания монополии «Продвагон». В нее в 1906 году вошел завод в Риге. В том же году был проведен выпуск акций номиналом в 250 рублей. Финансовую поддержку консорциуму оказывал «Русско-азиатский банк».

Однако вагоностроительный профиль очень скоро стал уступать другим, ориентированным на модернизацию промышленным и технологическим производственным направлениям. С точки зрения перспектив подобное расширение было вполне оправданно, поскольку после окончания русско-японской войны прежде высокие темпы транспортного машиностроения стали снижаться и потребовались новые профили.

Вскоре Русско-Балтийский завод начал выпуск автомобилей. Это было первое в Российской империи серийное производство данного вида транспорта. «Руссо-Балт», как стала называться марка «русского авто», имел целую «линейку» различных модификаций – от лимузина до грузовика и пожарного автомобиля. Журнал «Автомобиль» отмечал в те годы, что в стране очевиден запрос на массовый, доступный и, самое главное, достаточно технологичный и приспособленный к «специфическим российским условиям эксплуатации».

Первый автомобиль выехал из ворот завода в конце мая 1909 года. Журнал «Автомобиль» писал по этому поводу: «на днях на улицах Петербурга появилась изящная коляска с кузовом гоночного типа, серого цвета, привлекшая всеобщее внимание своим изящным видом и русским национальным флажком у переднего щитка… Коляска эта построена Русско-Балтийским вагонным заводом в Риге для опыта и является первым в России детищем русского автомобильного производства, где каждая часть мотора, шасси и кузова построена полностью в мастерских патронного завода…»

Но не только автомобильное производство принесло славу Русско-Балтийскому заводу. Через год, в 1910-м, в Риге (а позднее в Санкт-Петербурге) открывается мастерская по производству самолетов. Там стал работать авиаконструктор, получивший позднее мировую известность – Игорь Иванович Сикорский. Под его руководством началось строительство еще одной совершенно необычной не только для России, но и для мирового самолетостроения модели – многомоторного биплана. После нескольких экспериментов был спроектирован и построен самолет «Русский витязь». А позднее, на его основе, началось серийное производство легендарного «Ильи Муромца». В годы Первой мировой войны он использовался в качестве бомбардировщика, а в мирное время – в качестве пассажирского самолета. Помимо «Муромца» завод выпускал также гидросамолеты, самолеты-разведчики и истребители «Ньюпор» (по французской лицензии).

Начало войны негативно сказалось на производственной базе завода. Из-за угрозы захваты Риги немецкими войсками цеха были эвакуированы в Петроград и Москву. Здесь удалось возобновить производство, хотя и в меньших масштабах. В районе «Фили», в Москве начал работу летом 1917 года «Второй автомобильный завод Руссо-Балт». После революции завод был национализирован и продолжал работать уже в советское время.



Авторы:
Цветкова Елена Александровна, к. э. н.
Цветков Василий Жанович, д. и. н., РГГУ