Специальная версия для людей с ограниченными возможностями

Ценные бумаги. Взгляд в прошлое. Заем города Минска

Цветков Василий Жанович
д. и. н. РГГУ
30.09.2022 11:20


Современная столица Белоруссии была в составе Российской империи после 1793 года, после второго раздела Речи Посполитой. В истории Минск нередко называют мифической «птицей феникс», поскольку город неоднократно разрушался и восстанавливался снова. Причем происходило это не только из-за военных действий, но и после пожаров, возникавших из-за многочисленных деревянных домов в городе. Поэтому в 1873 году был разработан пятый план застройки, предусматривавший создание четко обозначенных кварталов. И после 1881 года, когда в результате большого пожара сгорело 19 кварталов и 2 тыс. горожан оказались без крова, в Минске было окончательно запрещено строительство деревянных домов.

Минск стал крупным транспортным узлом железных дорог, после того как в 1871 году был открыт Брестский, а в 1873 году Виленский вокзалы. Город, таким образом, оказался железнодорожным центром, через который проходили пути из Балтики в Украину и из Центральной России в Европу. Железные дороги способствовали приезду в Минск промышленников, торговцев и финансистов. В 1874 году начал работать водопровод; причем в честь данного события в Александровском сквере города был установлен фонтан.

«Городовое уложение» 1876 года возложило обязанности по благоустройству городских территорий на городскую думу и городскую управу. Наиболее интенсивно Минск развивался в конце XIX века. В это время городским головой стал граф Карл Эмерикович Чапский. Он происходил из знатного польско-литовского рода Гуттен-Чапских и трижды избирался городским головой. Период его управления городом был – с 1890 по 1901-й годы. За эти 11 лет Минск в результате хозяйственных и культурных реформ из провинциального губернского городка преобразился в город с современным европейским обликом. При графе Чапском построен городской театр, приведена в порядок городская бойня животных, обустроена набережная, появился телефон и ломбард. В 1892 году начала работать конка. В том же году значительно выросла мощность городского водопровода, благодаря тому, что на нем установили новую помпу. В городе также был построен приют для бездомных. Началось постепенное санитарное оздоровление города.

В 1893 году построили новый Низко-Базарный мост, что позволило увеличить протяженность конки. А когда в 1894 году в Минске открылась электростанция то уже очевидной стала перспектива открытия трамвайного сообщения. Произошли перемены и в сфере образования, здравоохранения и культуры. В 1895-м были открыты ремесленное училище и родильный приют. В 1899 году начались занятия во женской Мариинской гимназии. В 1900-м открылась городская публичная библиотека. На следующий год было основано «Общество охраны женщин города Минска». Члены общества организовывали воскресные школы, открывали ясли для детей рабочих.

Строительный бум и спрос на ипотечные кредиты привели к появлению Минского ремесленного кредитного товарищества.

Для таких грандиозных мероприятий требовались средства, и в 1899 году был выпущен облигационный заем на 1 493 000 рублей под 4,5% годовых. Облигации выпускались в трех сериях: первые две по 500 000 рублей, а третья – на 493 000 рублей. Облигации выпускались на предъявителя номиналом 100, 500 и 1000 рублей. Облигации должны были погашаться в течение 49 лет, начиная с января 1900 года, посредством ежегодного тиража. По вышедшим в тираж облигациям начисление процентов прекращалось. Купоны и вышедшие в тираж облигации сохраняли платежную силу в течение 10 лет, после чего признавались недействительными, а причитающиеся в уплату по просроченным купонам и облигациям суммы обращались в собственность города. Обслуживание облигационного займа обеспечивалось всеми капиталами и имуществом.



Авторы:
Цветкова Елена Александровна, к. э. н.
Цветков Василий Жанович, д. и. н., РГГУ