Специальная версия для людей с ограниченными возможностями


После отмены крепостного права в Самарской губернии заметно активизировалась торговля, чему способствовало судоходство по Волге. Самара стала транспортным узлом, соединяющим Сибирь и Среднюю Азию. Это способствовало развитию самарского купечества, самыми известными среди которых стали династии Шихобаловых, Курлиных, Субботиных, Аржановых.

К началу 1870-х годов в центральной части города было запрещено возводить деревянные строения, и внешний вид исторической части Самары стал быстро меняться. Возводились не только великолепные каменные особняки, но и больницы, доходные дома, храмы различных конфессий, обустраивались пристани. Основной товар шел по Волге и пристань считалась наиболее крупной с большой пропускной способностью грузовых судов. Самара стала и центром лесопереработки. Плоты из бревен сплавлялись в Самару из Костромской, Симбирской, Казанской губерний.

В 1883-1884 годах городским головой Самары был купец 1-й гильдии Петр Семенович Субботин. Он разбогател за счет хлебной торговли, имея свыше 20 тысяч десятин земли в Самарской губернии, владея тремя крупчатыми мельницами и пароходами для перевозки хлеба. Также был компаньоном австрийского предпринимателя Альфреда фон Вакано в «Товариществе Жигулевского пивоваренного завода в Самаре».

В 1884 году Субботин объявил о выпуске городского займа на 400 тыс. руб. для покрытия расходов по устройству водопровода. По займу оформлялись облигации на предъявителя номиналом 100 руб. с купонным доходом 6% годовых.

Но фактически осуществление замысла с водопроводом стало делом следующего городского головы – Петра Владимировича Алабина. 15 августа 1885 года Алабин и московский купец 1-й гильдии О.И. Бромлей подписали договор о строительстве хозяйственно-противопожарного водопровода. Через две недели на берегу Волги возле женского Иверского монастыря состоялась торжественная закладка камня, в который замуровали стеклянную трубку. На вложенном в нее пергаменте перечислены должностные лица губернии и города, депутаты думы, принимавшие участие в торжествах.

Водопровод, по расчетам автора проекта инженера Н.П. Зимина, должен был бы давать триста тысяч ведер воды в сутки. Такого количества вполне достаточно для обеспечения горожан водой и тушения пожаров, которые были для Самары настоящим бедствием.

Водопровод в Самаре строился долго и трудно. Против его строительства выступали не только некоторые влиятельные лица, но и многие простые жители Самары, для которых вода была основным заработком: водовозы, рубщики прорубей, прачки. Но когда вода, наконец, пошла по трубам, в городе стало гораздо чище и опрятнее.

Водопровод был проведен во многие дома, во все больницы, учебные заведения, приюты города. Самару украсили 10 фонтанов, построенных в разных частях города. А дворники, наконец-то начали поливать пыльные улицы. Самарский водопровод стал первым в России противопожарным водопроводом. На улицах было установлено 247 колонок-гидрантов, к которым можно было быстро подключить пожарный рукав.

В необходимых случаях давление в системе повышалось, при этом автоматически отключалось бытовое водоснабжение, и подача воды в нужном направлении увеличивалась до 200 ведер в минуту, а длина струи достигала 25 метров.

Водопровод сотни раз спасал Самару от опустошительных пожаров. Водопровод принес горожанам долгожданный комфорт. Поэтому ежегодно 15 августа в Самаре отмечают день рождения самарского водопровода.

Таким образом городской заем полностью себя оправдал.



Авторы:
Цветкова Елена Александровна, к. э. н.
Цветков Василий Жанович, д. и. н., РГГУ