Переход к "зеленой" экономике и сопутствующее внедрение возобновляемых источников энергии означают, что мировой спрос на уголь может достичь своего пика в этом году, а примерно к 2030 году - на нефть. Между тем важность природного газа в качестве топлива переходного периода означает, что он достигнет своего пика через несколько лет, примерно в 2035 году, а затем будет постепенно снижаться.
На долю возобновляемых источников энергии уже приходится большая часть мощностей по производству электроэнергии в Китае и ЕС, и этот показатель продолжает расти.
Тем не менее, проблемы с перебоями и накоплением энергии, связанные с возобновляемыми источниками энергии, означают, что на них, как правило, приходится меньшая доля производства электроэнергии. В результате ископаемые виды топлива по–прежнему будут играть ключевую роль в удовлетворении пикового и базового спроса на электроэнергию, а также в промышленном и транспортном секторах.
Мировое потребление угля достигнет своего пика первым из видов ископаемого топлива, и, возможно, это произошло уже в прошлом году. Поскольку на долю Китая приходится около 50% мирового потребления, пик потребления угля в основном приходится на Китай. Мировое потребление угля уже в целом стабилизировалось в 1990-х годах, прежде чем резкий рост спроса в Китае в начале 2000-х годов вновь вызвал спрос.
Хорошей новостью с точки зрения глобальных выбросов является то, что спрос на уголь в Китае, вероятно, достиг своего пика в прошлом году из-за быстрого расширения солнечных, ветровых и ядерных мощностей и вероятного восстановления гидроэнергетики в этом году. Следует признать, что постепенный отказ от использования угля в Китае будет частично компенсирован ростом потребления угля в Индии и других азиатских странах в течение следующего десятилетия или около того. Тем не менее, мы исходим из того, что мировое потребление угля резко сократится с конца 2030-х годов, поскольку постепенный отказ от угля в Китае набирает обороты.
Между тем, отсутствие альтернатив нефти в ключевых секторах и устойчивый спрос в странах с формирующимся рынком означают, что пик спроса на нефть вряд ли наступит раньше конца текущего десятилетия. Страны с развивающимся рынком, особенно Индия, по–прежнему обладают значительным потенциалом для увеличения потребления нефти. Кроме того, нефтехимия будет и дальше поддерживать спрос на нефть, главным образом за счет расширения отрасли в Китае.
Тем не менее, выпуск электромобилей со временем продолжит вытеснять спрос на нефть, даже несмотря на то, что рост продаж электромобилей в последнее время замедлился. Транспортный сектор, на долю которого, за исключением авиации и морских перевозок, приходится около 45% мирового спроса на нефть, и, по нашим оценкам, внедрение электромобилей позволит сократить потребление топлива примерно на 75% в Европе и США к 2050 году. В более общем плане, изменения в структуре потребления нефти в эпоху пандемии, такие как увеличение объема работы на дому и сокращение международных деловых поездок, сохранятся и в дальнейшем.
Напротив, учитывая его важность в качестве топлива для переходного периода и его использование во многих промышленных процессах, мы ожидаем, что потребление природного газа достигнет своего пика последним среди ископаемых видов топлива, вероятно, примерно в 2035 году. Хотя после энергетического кризиса Европа в ограниченной степени заменила природный газ возобновляемыми источниками энергии в производстве электроэнергии, она в основном заменила поставки газа из России поставками из других стран, включая США. Между тем, наличие значительных внутренних запасов газа может отсрочить постепенный отказ от природного газа в США.
Касаемо других стран, хотя спрос на природный газ со стороны развивающихся рынков, в частности Китая и Индии, будет продолжать расти по мере развития их экономик, потребление газа на душу населения останется намного ниже, чем в развитых странах с сопоставимым уровнем развития. Действительно, сочетание низкого уровня внутренних запасов газа, стремления к энергетической безопасности и коммерчески привлекательных альтернативных источников энергии может привести к тому, что страны с формирующейся рыночной экономикой перейдут непосредственно к возобновляемым источникам энергии в большей степени, чем это произошло на развитых рынках.
Что касается того, что это означает для долгосрочной динамики выбросов, то переход с угля и нефти на газ при прочих равных условиях помог бы сократить выбросы. Более того, новые технологии также могут помочь ослабить или разорвать связь между использованием топлива и выбросами. Тем не менее, в отсутствие таких масштабных прорывов, длительное использование ископаемого топлива подтверждает, что чистый ноль — это далеко не самый вероятный результат.
ВНИМАНИЕ:
Данный материал предоставлен исключительно в информационных целях и не может рассматриватьсяв качестве предложения или побуждения на заключение сделок с ценными бумагами и иными финансовыми активами. Материал составлен на основе источников, которые АО АКБ «ЦентроКредит» считает надежными. За достоверность предоставленной информации АО АКБ «ЦентроКредит» ответственности не несет. Настоящий материал является исключительной собственностью АО АКБ «ЦентроКредит». Несанкционированное копирование, воспроизводство и распространение настоящего материала, частично или полностью, в отсутствие разрешения АО АКБ «ЦентроКредит» в письменной форме запрещено.