Специальная версия для людей с ограниченными возможностями


Широкое распространение на юге России коммерческих структур, ориентированных на добычу и переработку угля и железа – знаковое событие для второй половины XIX столетия. Стабильный спрос на продукцию металлургического и машиностроительного профиля существовал, в частности, со стороны быстро растущего железнодорожного строительства. Непосредственный интерес к подобной продукции выражали казенные и частные структуры, занимавшиеся постройкой не только магистральных железных дорог, но и рокадных линий, соединительных веток, узкоколейных дорог и дорожек для вагонеток. Подобного рода производство развивалось на Юге России, в Донецком каменноугольном бассейне.

На «пике» экономического роста в Российской империи, в июле 1891 года было организовано «Донецкое общество железоделательного и сталелитейного производства». Как отмечалось в Уставе общества, его целью были «…постройка около станции «Дружковка» Курско-Харьковско-Азовской железной дороги чугуноплавильного, железоделательного и сталелитейного завода с механическою при оном фабрикою… приобретение в эксплуатацию каменноугольных копей, месторождений железных, марганцовых и других руд, залежей известняка, доломита и других огнеупорных материалов…» Предполагалось также заниматься «торговлей означенными материалами, а равно и предметами производства заводов общества».

Коммерческий расчет на изготовление выгодной продукции для железных дорог обусловил интерес к делу со стороны иностранных граждан. Тем больший интерес проявляли также и те, чьи земли располагались в районе добычи полезных ископаемых или предполагаемом строительстве будущих промышленных предприятий. И в Уставе считалось также необходимым «приобретение в собственность двухсот сорока четырех десятин земли» в Бахмутском уезде Екатеринославской губернии.

Не случайно поэтому организация общества была проведена в Париже, а учредителями выступили граждане Франции Эдуард Пастер и Евгений Вердье, а также владельцы земель, предполагаемых к передаче под строительство завода А. И. и В. А. Плещеевы.

Завод достаточно быстро приступил к работе (закладка и освящение места строительства прошли в апреле 1893 года, а выплавка металла началась в мае 1894 года). Основной капитал общества составлял 7 млн. 500 тыс. рублей. Примечательна была география размещения представительств общества. Правление располагалось в Варшаве, а представительства имелись в Санкт-Петербурге, Москве, Киеве, Харькове и Одессе.

По сведениям на 1914 год на заводе числилось 60 паровых машин, 3 паровых и одна газовая турбины, четыре доменных и три мартеновских печи. Ежегодное среднее потребление угля и кокса составляло 26 млн. пудов (сказывалась близость Донецкого каменноугольного бассейна). В обществе трудилось около 3 с половиной тысяч рабочих.

Основой производства общества была разнообразная рельсопрокатная продукция, в частности рельсы под вагонетки на шахтах и рудниках. Помимо этого, производилось чугунное литье, болванки. Отмечалось и производство широко востребованного на потребительском рынке листового и сортового железа, проволоки, а также рессор для вагонов и конных экипажей. Объем годового производства был довольно значительным и составлял 12 млн. рублей.



Авторы:
Цветкова Елена Александровна, к. э. н.
Цветков Василий Жанович, д. и. н., РГГУ