Специальная версия для людей с ограниченными возможностями


Вторая половина XIX столетия ознаменовалась в Российской империи интенсивным поиском различных месторождений полезных ископаемых, востребованных на внутреннем и внешнем рынках. Помимо топливных источников, не менее важной представлялась разработка разнообразных строительных материалов. И, как нередко происходило, новые ископаемые бывали обнаруживаемы там, где проводились интенсивные поиски совершенно иных ископаемых источников.

Таким образом, например, были обнаружены месторождения так называемого песчаного асфальта в Сызранском уезде Самарской губернии. Местный помещик, представитель известного, родовитого дворянства, Дмитрий Иванович Воейков был одержим идеей найти в своем имении месторождения нефти. «Черного золота» он не обнаружил, однако его земли оказались богатыми на сырье, необходимое для производства асфальта. В то время это был практически малоизвестный и редко используемый материал, хотя история его применения восходила еще ко временам древнего Востока. Прежде всего, асфальт использовался в качестве надежной, водонепроницаемой мастики и только в ХХ столетии его стали широко использовать в качестве дорожного покрытия.

В результате, в 1879 году по инициативе Воейкова был создан Сызранский асфальтовый завод. Производство асфальта и, близкого ему по составу и способам применения, гудрона стали основными профилями данного предприятия. В своем роде оно стало «родоначальником» отрасли в России.

Перспективы расширения производства привели к тому, что на основе «Товарищества Сызранского асфальтового завода» Д. И. Воейкова в 1882 году было организовано «Общество Сызранско-Печерской асфальтовой и горной промышленности». Его основателем стал самарский промышленник А. И. Иордан. Устав «Общества» был Высочайше утвержден 30 июля 1882 года.

Продукция завода отличалась высоким качеством и получила международное признание, дипломы соответствия лучшим стандартам. И постепенно асфальтовое покрытие оказалось востребованным в российских столицах. Так, например, в «первопрестольной» столице Москве асфальтовое покрытие было сделано у Храма Христа Спасителя. Постепенно продукция «отвоевывала» позиции у традиционных для российских городов брусчатки, булыжника.

Накануне и во время Первой мировой войны «Общество» стало фактически монополистом на асфальтово-гудронном рынке России. И если еще в начале столетия асфальтово-гудронные поставки в Империю были, преимущественно, зарубежные, то очень скоро отечественное производство оказалось доминирующим. И даже, несмотря на войны и революции, асфальтовое производство в регионе сохранялось и производственные мощности, не взирая на проведенную национализацию, продолжали свою деятельность для российских дорог.



Авторы:
Цветкова Елена Александровна, к. э. н.
Цветков Василий Жанович, д. и. н., РГГУ