Специальная версия для людей с ограниченными возможностями

Кобальт, вероятно, сохранит свои позиции ведущего металла для аккумуляторных батарей в ближайшие годы, однако его высокая стоимость по сравнению с альтернативными металлами означает, что спрос на кобальт не будет расти так быстро, как общее производство аккумуляторов. Это ключевая причина, по которой мы считаем, что мировой рынок кобальта будет с небольшим профицитом в течение 2023–24 годов.

Цены на кобальт значительно снизились с максимумов 2021–22 годов. В 2021 году мировой спрос на кобальт для аккумуляторов электромобилей (EV) вырос более чем на 50%, увеличив общий спрос на 20%. За этим последовало еще одно резкое увеличение в 2022 году. Мировое предложение не смогло достичь уровня спроса в 2021 году, но в конечном итоге превзошло его в 2022 году благодаря увеличению производства рафинированного кобальта в Китае (что стало результатом увеличения его перерабатывающих мощностей, а также увеличения поставок из Конго и Индонезии).

Мы предполагаем, что замедление роста спроса и увеличение предложения приведут к дальнейшему снижению цен на кобальт в течение следующих нескольких месяцев. Касаемо спроса, мы ожидаем, что спрос на электромобили, связанные с аккумуляторами, будет неуклонно расти, но более медленными темпами, чем в предыдущие годы. Следует признать, что производство электромобилей продолжит расти, как и производство литий-ионных аккумуляторов в Китае и других странах. Однако отказ от кобальта в батареях скажется на росте спроса на кобальт.

Кобальт является дорогостоящим сырьем для изготовления аккумуляторов. В последние годы не только доля кобальта в распространенных аккумуляторах на основе кобальт-никеля снижается (а доля никеля растет), но и доля рынка аккумуляторов, не содержащих кобальт. Примечательными среди этих последних батарей являются недорогие литий-железо-фосфатные батареи (LFP). По данным МЭА, доля аккумуляторов LFP в общем объеме производства электромобилей выросла на 10 процентных пунктов до 27% в 2022 году. Рост производства аккумуляторов, не содержащих кобальт, возможно, объясняет сокращение импорта кобальта в Китай за первые восемь месяцев этого года, даже несмотря на рост импорта лития.

Придерживаясь спроса, мы считаем, что спрос на другие аккумуляторы, особенно на электронные устройства, в ближайшие месяцы немного снизится. Это связано с тем, что мы ожидаем, что экономический рост во многих развитых странах продолжит замедляться и, возможно, опустится на отрицательную территорию, что скажется на доходах. На самом деле, спрос на кобальт в этом сегменте, вероятно, снижается уже несколько месяцев. Однако он должен начать возрождаться по мере того, как в 2024 году начнется восстановление экономики.

На более оптимистичной ноте можно отметить увеличение числа новых заказов коммерческих авиакомпаний в 2021–22 годах, что является хорошим знаком для спроса на металлические сплавы. (Кобальт используется для изготовления жаропрочных сплавов, распространенных в реактивных двигателях.) Спрос на металлические сплавы должен оставаться постоянным, хотя и небольшой областью роста спроса на кобальт в предстоящие годы.

Касаемо предложения, мы ожидаем продолжения сильного роста в течение следующего года или около того. Китайская горнодобывающая компания CMOC разрешила свой спор о роялти с Gecamines, государственной горнодобывающей компанией Конго, что позволило возобновить экспорт с ее рудника Тенке Фунгуруме. Экспорт был заблокирован с июня 2022 по апрель 2023 года, что совпало с падением общего объема производства кобальта в ДРК. Более того, CMOC инвестирует в новые шахты в ДРК, как и ряд других китайских фирм в Индонезии. Швейцарская Glencore – другая крупная компания по добыче кобальта в ДРК – также сообщила об увеличении добычи на 5% в годовом исчислении в первом полугодии 2023 года, что позволяет предположить, что компания может превзойти свой прогноз по добыче на 2023 год, который предполагает незначительный рост или полное отсутствие роста.

В целом, мы ожидаем, что мировой рынок кобальта останется с небольшим профицитом в 2023-24 годах. Такой взгляд на фундаментальные показатели подкрепляет наш прогноз снижения цены на кобальт с 15,5 долларов за фунт до 15 и 14,5 долларов к концу 2023 и 2024 годов соответственно.

Основной риск для нашего прогноза цен заключается в том, что добытчики кобальта реагируют на падение цен сокращением производства. Например, генеральный директор Glencore недавно предупредил, что принятие этой меры - это то, что компания предпринимала раньше и “рассмотрит в будущем”. Однако мы скептически относимся к тому, что Glencore будет массово сокращать производство, поскольку это приведет к уступке доли рынка быстрорастущим китайским конкурентам.





ВНИМАНИЕ:
Данный материал предоставлен исключительно в информационных целях и не может рассматриватьсяв качестве предложения или побуждения на заключение сделок с ценными бумагами и иными финансовыми активами. Материал составлен на основе источников, которые АО АКБ «ЦентроКредит» считает надежными. За достоверность предоставленной информации АО АКБ «ЦентроКредит» ответственности не несет. Настоящий материал является исключительной собственностью АО АКБ «ЦентроКредит». Несанкционированное копирование, воспроизводство и распространение настоящего материала, частично или полностью, в отсутствие разрешения АО АКБ «ЦентроКредит» в письменной форме запрещено.